По ступенькам школьной истории
В 1911 году в деревне Верхне–Подгородная была построена церковь Михаила Архангела. В приход входили деревни Симоновка, Кузьминка, Плутовская. Дети посещали церковно-приходскую школу, где их учили только арифметике, письму и чтению церковных книг. Учеников было всего 16 человек.
В 1926 году в деревне Верхнее-Пашино открылась первая начальная школа. Учеников было немного, но уже к 1930 году в школе обучалось 50 человек. Из них моложе 16 лет – 8 человек, от 16 до 22 – 18 человек, от 35 лет и старше 10 человек.
В этот период ликвидации неграмотности были открыты и вечерние школы, где рабочие могли после работы учиться. Первым учителям деревенских школ было особенно трудно т.к. не хватало учебников, тетрадей, ручек, чернил. Фамилии многих учителей, работавших в этот период, известны:Романова Галина Иннокентьевна, Богословская Анна Матвеевна, Семенов Александр Сергеевич, Распопин Харитон Харитонович, Кирьянова Капитолина Александровна и многие другие. Средняя заработная плата учителей была невелика и составляла 325 рублей, а у заведующего школой – 450 рублей. Занятия проходили в сельской школе 4 раза в неделю по 4 академических часа. Наряду с арифметикой и русским языком ученики изучали и географию, историю, естествознание. Обучение было четырехгодичным. Возраст учеников был разный т.к. родители отправляли своих детей учиться тогда, когда могли обойтись в хозяйстве без них. С самого раннего возраста дети были вынуждены быть самостоятельными. Они сами за себя отвечали, сами выполняли домашнее задание, сами готовили себе еду. Родителей очень редко вызывали в школу. Ученики старались хорошо учиться. К учителям относились с большим уважением. Но пришел 1941 год. Вся страна переживала тяжелое время. Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Отцы, старшие братья и сестры пошли на фронт с оружием в руках, а на долю детей ученического возраста выпала тяжелая и ответственная в тылу. Дети и женщины обрабатывали землю, засевали ее, собирали урожай. В этот период число детей в Верхнепашинской школе резко сократилось, если на период 1940 года Верхнепашинскую школу посещало 68 человек, то на период 1942-1945 гг. их насчитывалось втрое меньше. В этот период учителя также как и ученики, своим трудом помогали Родине ковать Победу.
В послевоенные годы численность учеников Верхнепашинской школы постепенно начала восстанавливаться. В 1954-1955 учебном году учеников в школе было 43 человека.
Учителя Верхнепашинской школы работали в две смены. Каждый учитель обучал четыре класса, и преподавал один все предметы от арифметики до физкультуры. Оценки ученикам ставились такие: плохо «2», посредственно «3», хорошо «4», отлично «5». Нагрузка каждого учителя составляла 20 часов в неделю. В 1986 году преобразована в неполную среднюю, в 1987 году открыта средняя школа.
Информация взята из Школьного музея
Каждый из нас воспринимает Родину по – своему. Для меня это, в первую очередь, неразрывная связь с родными: мамой и бабушкой. Когда я думаю о своей Родине, я представляю обыкновенный сельский дом на высоком берегу Енисея. Это сказочно красивое место. Когда подъезжаешь к селу Верхнепашино со стороны Красноярска, сразу понимаешь, почему оно так называется. Дорога круто поднимается в гору, и на самом высоком месте этой горы до сих пор стоит, но теперь уже разрушенное, здание бывшей школы. С того момента, когда там была школа, здание много раз перестраивалось и горело. Оно вызывало и вызывает интерес у многих предпринимателей и людей обеспеченных. Что только ни хотели там открыть! Уж очень красивое это место! И ещё красивее вид из окон этого здания: красавец – Енисей, необычайные просторы, деревни на том берегу - всё как на ладони. Но никому до сих пор не удаётся отстроить здание заново. Кажется, память сельчан сильнее денег и желаний предпринимателей. Все местные жители помнят, что там когда – то была школа. И это святое воспоминание хранит само здание даже в таком состоянии, в каком оно находится сейчас. Для меня же это место свято вдвойне, и сейчас я расскажу почему.
История, которая началась с ошибки
Наверное, только с моей бабушкой Большуновой Верой Николаевной (7 апреля 1947г.) могла произойти такая история.
Когда ученики и учителя готовили новые экспозиции к очередному школьному Юбилею (2008г.), под фотографией, на которой была изображена Большунова Вера Николаевна, напечатали фамилию совершенно другой учительницы. Обыкновенная, допущенная второпях ошибка…
Мог разгореться скандал, но моя бабушка отнеслась к этому совершенно спокойно. Не стала ничего выяснять и даже не возмутилась. Всё это для неё, да и, пожалуй, для всех учителей её поколения, не имело никакого значения. Главное, считает она, чтоб дети помнили историю школы, чтоб знали, что началась эта история задолго до их появления на свет. Чтоб знали, что в школе всегда работали и работают скромные, порядочные и очень трудолюбивые люди. А кто есть кто на фотографии – в этом Вера Николаевна большой беды не видела. Всё в то, советское, время жили и трудились по одним законам. Все проходили одной жизненной дорогой. Все воспринимали трудности как норму жизни. Даже одевались все одинаково: неброско, строго скромно. Такова была и моя бабушка: Большунова Вера Николаевна.
Окончив в 1966году Енисейское педагогическое училище, она была направлена в маленькую школу в посёлке Майское. Десять лет отдала Вера Николаевна этой школе, совмещая работу учителя начальных классов с должностью старшей пионерской вожатой. А это, поверьте, требует не только определённых знаний и навыков, это требует полной самоотдачи. Вожатый – это тот человек, который должен суметь повести за собой и учеников, и учителей, увлечь всех одним творческим делом, зажечь сердца и сделать жизнь в обычной северной деревушке насыщенной и интересной. Вот такой была моя бабушка. И мне, её внуку, сегодня в это верится с трудом. Только старые пожелтевшие фотографии да реликвии, которые хранятся в семье как напоминание об ушедшей эпохе, рассказывают об её истинной жизни и заставляют меня совсем по-другому смотреть на близкого человека.
Когда бабушка отработала десять лет в посёлке Майское, её, уже преподавателя со стажем и опытом организаторской работы, перевели в малокомплектную школу деревни Прутовая. Пришлось привыкать к новым детям, новым условиям, даже печку в школе приходилось отапливать самой. Но Вера Николаевна не унывала. Добрые сельчане и забавные ученики согревали её своими улыбками и словами. Жить тоже приходилось в школе. Это было даже удобнее. У Веры Николаевны к этому времени уже была маленькая дочурка, которая другой жизни, кроме школьной, себе не представляла.
Маленькая Марина жила в школе, играла в школе, училась в школе – и естественно, что трудиться она тожевсегда собиралась только в школе. Ведь Прутовская школа по тем временам, а это были семидесятые годы (1976) представляла собой центр деревни. На все торжественные мероприятия люди от мала до велика, собирались именно здесь. Здесь принародно малышей принимали в октябрята, пионерам повязывали красные галстуки. Но самым ярким и радостным всегда был Новый год. Никому и в голову бы не пришло явиться на этот праздник без новогоднего костюма. Дети и взрослые вместе водили хоровод и пели песни. Игры тоже у всех были общие, и никто никогда не выделял цыганских детей, которые учились в Прутовской школе. Наоборот, всем нравилось, как маленький цыганёнок Саша играл на баяне, а все танцевали под его аккомпанемент. Сельчанам кажется, что и сейчас над посёлком звучат иногда звуки этого баяна, но время всё изменяет. Меняется и жизнь посёлка. вот только истина: всё, что заложено в детстве, заложено на всю жизнь, остаётся незыблемой и подтверждается в каждой человеческой судьбе.
Судьба Большуновых – не исключение.
Маленькая Марина, игравшая «в школу» в прутовском доме-школе, выросла, закончила Лесосибирский Государственный Педагогический Институт и продолжила дело своей мамы. Вот только работает она в четвёртом по счёту здании. Сегодня Марина Викторовна Дорофеева (в девичестве Большунова) - один из самых лучших учителей начальных классов в МОУ СОШ №2.
Я, сын Марины Викторовны и внук Веры Николаевны, учусь в этой школе уже восьмой год и готовлюсь стать руководителем школьного музея «Возвращение к традиции». И уже третий год работаю над проектом «О чём молчат камни». Этот проект предполагает не только описание истории Верхнепашинской школы, но, главное, обустройство к 2013 году площадки, на которой сейчас покоятся камни, завезённые когда – то на территорию Храма Святого Архангела Михаила.
Дорофеев Максим февраль 2009г