Помогите ребенку найти
себя
Не
все в развитии и пристрастиях наших детей зависит от нас, родителей, от того,
как мы их растим и воспитываем, какие даем ориентиры. Есть еще, так сказать,
генетическая предрасположенность. Музыкально одаренный ребенок в немузыкальной
семье - откуда? Или страсть к технике у ребенка из семьи "не технарей" - откуда?
Кто знает. Возможно, "заговорили" гены далеких предков. У каждого человека есть
своя, так сказать, генная память, с которой он рождается, она внутри, глубоко в
душе, сидит себе и ждет своего часа, а когда час приходит - проявляется. Иногда
очень странными требованиями, неожиданными увлечениями. Впрочем, можно сказать и
иначе: у каждого человека есть высшее
предназначение, цель, ради которой он на Землю пришел. И все его склонности и
умения работают на то, чтоб она на Земле воплотилась. И счастлив тот человек,
который вовремя ее угадал и занимается делом, которое ему по душе. И эта цель,
предназначение, "записанное" внутри, у некоторых детей проявляется в очень
ранние годы. И очень важно не сбить человека на взлете, угадать...поддержать...
Как проявляется в детстве цель? Через склонности и пристрастия. Ребенок тянется
к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечен так, что за
уши не оттянешь. Это дело становится его любовью - и страстью и радостью
одновременно. Это как сочинение стихов, как пение песен - не рвешься ни петь, ни
сочинять, но если это у тебя в крови - остановить себя невозможно. Само
получается.
Мы, конечно же, можем взяться за дело и, если нам не нравится страстное детское
увлечение, ребенка своего тормознуть. Запретить то, что не нравится, подтолкнуть
к другому (то, что пристойно выглядит), и переориентировать. Пока человек мал и
материально и морально зависит от нас, мы можем его победить и доказать: "Это
вредно, а то полезно, слушай сюда". Родительских сил и энергии на это дело,
правда, уходит много, а результат, как правило, временный: когда человек
обретает самостоятельность, он все равно к СВОЕМУ делу вернется. Правда, может
вернуться в искалеченной форме.
Но гораздо лучше сделать наоборот: прислушаться
к своему ребенку и сориентироваться на его задатки, на те "страсти" и
способности, которые в нем появляются.
Вы скажете: хорошо, если дочка увлеклась, например, вышиванием. А если слесарным
делом? Да ради бога, лишь бы себе и окружающим не во вред.
Впрочем, дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. Чаще
случается по-другому: увлечение как бы размыто, и ребенок не может пока сам
четко его определить. Такие дети все время в поиске, у них просто-таки
калейдоскоп интересов. На днях увлеченный ребенок познакомился с соседской
собачкой, и теперь вовсю дрессирует ее, и это новое увлечение напрочь смело
недавнюю страсть к тем самым опытам-экспериментам, в результате которых детская
превратилась в филиал небольшого свечного заводика; а через пару недель, вполне
вероятно, его одолеет страсть к коллекционированию или плетению макраме...
Эти дети все время в погоне, в поиске, что
делать - так они "нащупывают" себя; и тут умным родителям придется дать волю
ребенку, смириться с такой чехардой интересов.
Это, конечно же, для родителей хлопотно, но пусть вас утешит то, что вы
помогаете ребенку найти свое предназначение на земле, а значит, стать счастливым
человеком.
Третий вариант - когда ребенку "все по фигу", ему неинтересно ничто. День прожит
– и, слава Богу, а что этот день принес? Надо сказать, что сам по себе такой
вариант не возникнет. Тут, верное дело, родители постарались. И объяснили
ребенку (увы, доходчиво и аргументировано), что именно надо любить, чем следует
увлекаться, чего стоит тот человек, который не доводит ни одно дело до конца, и
вообще - "Ты знаешь, откуда у тебя руки растут?!". А так как такие объяснялки
чаще всего происходят, пока ребенок - дошкольник, пока родители в стопроцентном
авторитете, пока он верит им на слово - в детское сознание крепко вбивается
"правильность" и "неправильность" жизненных увлечений. А заодно выбивается
способность найти дело любимое, самое главное для себя. Почему? Завоспитанный
или огороженный забором запретов, ребенок перестает прислушиваться к зову своей
души. Он запутывается и не понимает, и не находит то самое, ради чего на землю
пришел. Забывает.